Из дерева на Руси строили все: храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки.
Из-за ограниченности плотничного инструмента всюду, где возможно,использовали бревна, а брусья и доски, изготовлявшиеся при помощи топора и клиньев, употребляли лишь там, где их нельзя было заменить.
Стены состояли из горизонтально уложенных одно на другое бревен, сплоченных между собой посредством пазов, вынимавшихся в поверхности каждого бревна и соединявшихся в углах с бревнами других стен врубками, обыкновенно с остатком; врубка без остатка, "в лапу", была известна, но применялась реже. Кровельные покрытия делались из теса или лемеха – дощечек, имевших подобно кровельному тесу вырезные концы – треугольные, закругленные и "городчатые".
Веками поколения плотников совершенствовали свои композиционные и конструктивные приемы, разрабатывая и отбирая лучшие из них. Простота и рациональность этих приемов позволяли русским плотникам возводить свои постройки в очень короткие сроки (известны "обыденные" церкви, т.е. строившиеся в один день), а также перевозить здания в разобранном виде и быстро собирать их в другом месте.
О масштабах, в которых русские зодчие пользовались сборным строительством, дает представление постройка во время войны с Казанским ханством в 1551 г. укрепленного города Свияжска, сооруженного неожиданно для татар в один месяц, так как его здания были предварительно построены в верховьях Волги и в разобранном виде сплавлены вниз по реке. Документы говорят и о крестьянских многосрубных постройках:
– так описывается в 1593 г. крестьянский двор на реке Варзуге.
Фундаментов под деревянные здания не делали, а нижние венцы клали прямо на землю. Иногда под углы и середину стен клали большие камни или ставили "стулья" из толстых бревен.
Для "стульев" использовалась лиственница диаметром от 40 до 60 см. Высота лиственничных чурок зависит от грунта. Чурки вкапывали на 20 -80 см.доходя до "плотика", т.е. до слоя песка и глины.
Чашки вырубали по форме укладываемых в них бревен, в каждом венце делали продольный паз, чтобы сруб был плотнее. Позднее паз и чашку стали выбирать в нижних горбах верхних бревен: так вода почти не попадала в пазы и сруб лучше был предохранен от загнивания. В XVII в. для более прочной связи венцов применялась, кроме того, двойная припазовка – сверху и снизу.
На торцовых фасадах изб видно, что бревна, укорачиваясь, поднимаются до самого конька: это самцовая конструкция кровли, и поныне широко распространенная на Севере. В самцы – бревенчатые обрубки, замыкающие треугольником чело избы, вруба длинные бревна – слеги, по которым на оба ската настилают тес. Его верхние концы лежащие на последней, князевой слеге, заводятся под тяжелое бревно, в нижней части имеющее паз, – охлупень, или шелом.
Внизу тесины упираются в поток (желоб), который отводит воду подальше от сруба Желоба лежат на крючьях-курицах, вырубленных из нетолстых елей. Верхние концы куриц врубались в нижние слеги. Чтобы выступающие из-под кровельного настила концы слег не сырели, их закрывали причельными досками. Все врубки крепления мостов "в черты", сплочения теса "в зубец" в гвоздях не нуждались. Выражение "сделано на гвоздях" ознаначало тогда плохую работу.
Вплоть до ХХ века на строительство шел лес только рубленый, а не пиленый, хотя пила на Руси была известна еще в глубокой древности. Она, однако, не получила большого распространения, ибо давно заметили, что пиленые бревна и доски легче впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют.
А рубленые бревна от ударов топора с торцов становились как бы закупоренными. Мастера следили, чтобы помощники не вбивали топор в бревно: это могло сократить жизнь будущего строения. Особое внимание русские строители придавали сезонному сроку и времени заготовки леса. Строительный лес заготавливается в зимний период, включая весенний март, который по климатическим условиям завершает зиму.
Благоприятность этого срока объясняется не прекращением сокодвижения в дереве и его якобы наибольшей сухости, а удобством вывтрелевывания стволов деревьев из леса.
Большую роль в суровых климатических условиях при сохранении тепла в жилище выполнял утеплитель. Наибольшее распространение получил мох. Заготавливали мох вручную, граблями, вилами. Пересохший мох крошится и не годен к употреблению.
Немного хотелось бы сказать о столярных изделиях используемых при строительстве рубленого дома.
К столярным изделиям, применяемым в строительстве рубленого дома, предъявляются достаточно жесткие требования. Оконные блоки, которые в большом ассортиманте продаются на рынках и в магазинах современной России, не подходят для установки в срубы. Т.к. толщина блоков в стандартных изделиях не превышает 5 - 6 см., что для рубленого дома непозволительно мало.
На фотографиях, расположенных слева и справа, изображен оконный блок, который мы рекомендуем использовать при строительстве рубленого дома. Способ установки называют-"окосячка с забривкой"
Его отличие от стандартных блоков состоит в следующем:
Толщин блока составляет не менее 10 см., что не позволяет оконному и дверному блоку деформироватся при вторичной конопатки дома. Специальный способ установки позволяет отказаться от металических или деревянных гвоздей, что позволяет срубу спокойно садиться не встречая препятствий со стороны столярных изделий.
Посредством "забривки" происходит естественное замкование блока, что приводит к меньшим энергозатратам при отоплении рубленого дома.
Любой оконный и/или дверной блок можно вставить в настоящюю окосячку.